Шесть ошибок родителей, которые самостоятельно учат
ребенка выговаривать звуки
Родители детей, у которых нарушено звукопроизношение и нет никаких других логопедических проблем, пытаются сделать коррекцию самостоятельно. И в некоторых случаях достаточно успешно. Но бывает, что родители пытаются поставить звук, но у них ничего не получается. Давайте разберем распространенные ошибки при постановке звуков.
Ошибка № 1
Не принимаются во внимание причины нарушения звукопроизношения.
Причины нарушения звукопроизношения условно можно разделить на две группы:
- когда ребенок не произносит звук, потому что не может;
- когда он не произносит звук, потому что его не слышит (путает с другими на слух).
В первом случае, необходимо работать с мышцами артикуляционного аппарата (логопедический массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, в отдельных случаях медикаментозное лечение),
Во втором случае, нужно развивать слуховое внимание с детьми до пяти лет, а после пяти лет учить с ребенком выделять на слух звук, который требует постановки, отдельно, в словах, определять место звука в слове (фонематический слух, фонематическое восприятие).
Внимание! В некоторых случаях требуется комплексный подход: это логопедический массаж и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Ошибка № 2
В случае нарушения произношения нескольких звуков, начинают ставить только один.
Например, у ребенка нарушены звуки: свистящие [c, з, ц], шипящие [ш, ж] и [р]. Начинают ставить звук [р], а остальные не трогают.
На самом деле нужно начинать ставить все звуки, так как бывает, что тот звук, который не ожидался, появился быстрее, чем остальные. Более того, появление одного звука может подтянуть появление другого.
Так, может быть, после появления звука [ш], появляется звук [ж], а за ним и [р], после звука [с] появляется звуки [з] и [ц].
Ошибка № 3
Неоправданно много времени уделяется общей артикуляционной гимнастике.
Общая артикуляционная гимнастика направлена на «разогрев», артикуляционного аппарата (например, «Лошадка»), и на переключение с одной позиции на другую (например, «Почистим зубки»). Но для постановки нужно отрабатывать упражнения, которые нужны именно для этого звука. Артикуляционная гимнастика — не панацея от всех логопедических бед, а просто разминка.
Ошибка № 4
Не уделяется внимание дыханию.
Бывает, что одной из причин отсутствия звука является неправильное дыхание, соответственно, нужно выполнять упражнения, направленные на коррекцию правильного речевого дыхания.
Ошибка № 5
Взрослые пытаются длительное время вызвать звук с помощью подражания: «Ну скажи: рррыба!» «Скажи: шшшшапка!»
Если у ребенка нарушение тонуса артикуляционного аппарата, то по подражанию звук вызвать нельзя, нужны дополнительные способы воздействия.
Ошибка № 6
Работа над звукопроизношением заканчивается, как только появился звук.
На самом деле эта работа включает в себя следующие этапы:
- Подготовка к постановке звука (звуков).
- Постановка звука (звуков).
- Автоматизация звука (звуков):
- изолированно;
- в слогах;
- в словосочетаниях;
- во фразе;
- в тексте;
- в самостоятельной речи.
- Дифференциация звуков (в том случае, если ребенок смешивает звуки в речи).
- Развитие самоконтроля.
Один из самых длительных этапов — это автоматизация, а самый сложный для ребенка — это развитие самоконтроля (правда, есть исключения).
Особенно долго закрепляются звуки, которые изначально были межзубные. И звуки у детей с диагнозом «дизартрия».
В этой статье мы рассмотрели не все ошибки, которые совершают родители при самостоятельной работе над логопедическими нарушениями, но, думаем, что все-таки убедили вас, что стоит обращаться к специалистам — квалифицированным логопедам, хотя бы за первичной консультацией и получением плана ближайших действий.
Успехов Вам и Вашим детям!
Учитель-логопед КГЦ-ППМиСП Чуйко Наталья Анатольевна